Города

Москва, которой нет

Тверская (Скобелевская) площадь

Гостиница была здесь уже во времена А.С.Пушкина, называлась она «Север», и Пушкин проживал в ней с марта по май 1830г. В ней было только 2 этажа. Затем «Север» превратился в «Дрезден», позже надстроили третий. Владел гостиницей А.В.Андреев, который держал прямо в гостинице небольшую лавку колониальных товаров, впоследствии она разрослась до известного по всей России «Магазина А.В.Андреева«.

До появления Елисеевского магазин считался лучшим гастрономом в Москве. В «Дрездене» любили останавливаться хирург Н.И.Пирогов, писатели И.С.Тургенев и А.Н.Островский, поэт Н.А.Некрасов, немецкий композитор Р.Шуман. Дважды останавливался А.П.Чехов, здесь он встречался с А.М.Горьким и К.С.Станиславским. Здесь же провел последний год своей жизни художник В.И.Суриков. В 1937 здесь обосновался знаменитый грузинский ресторан «Арагви»…

http://ru-megafon.livejournal.com/166782.html

Возможно о нем написаны эти строки:

«…У нас дома за столом я слышал, как фрондирующий отец говорил многозначительным тоном: «А Андреев-то совсем погибает: всю прибыль Долгорукий съедает!» Андреев был владельцем большого в то время винно-гастрономического магазина на Тверской площади (позже Скобелевская!), как раз наискось от дома генерал-губернатора. Злые языки утверждали, что Андреев никак не может получить с князя Долгорукого деньги за поставляемые продукты к генерал-губернаторскому столу…»

Источник: Моя служба в отдельном корпусе жандармов

Брюсов переулок, д.19. Особняк Андреевых.

«В середине двора стоял наш двухэтажный изящный особняк, всегда красившийся в темно-серый цвет. Из тесной передней поднимались по широкой лестнице светлого полированного дерева, устланной цветистым ковром, в парадные комнаты. Из приемной с резными шкафчиками и стульями светлого дуба вели две двери: одна в кабинет отца, другая — красного дерева с матовыми узорными стеклами — в залу. Кабинет отца — маленькая комнатка с вычурным лепным потолком, изображавшим голубое море, из волн которого выглядывали наяды и тритоны. Этот потолок был предметом нашего восхищения в детстве…»

…Данный отрывок из воспоминаний Екатерины Андреевой-Бальмонт, второй жены Константина Бальмонта — открывателя и зачинателя того, что теперь принято называть «серебряным веком русской поэзии». Усадьба, расположенная в Брюсовом переулке (раньше ул. Неждановой, еще раньше — Брюсовский переулок), принадлежала отцу Екатерины Алексею Васильевичу Андрееву, владельцу небольшой лавки колониальных товаров, которая впоследствии разрослась до известного по всей России «Магазина А. В. Андреева». Магазин этот располагался в пяти минутах ходьбы от Брюсова переулка, на Тверской (там же находилась принадлежащая Андреевым гостиница «Дрезден»), прямо напротив дома генерал-губернатора (ныне — здание московского правительства). Большая часть двора по Брюсову, 19, была накрыта железным навесом, под ним складывались товары для магазина. Около ворот располагалось двухэтажное каменное помещение, называемое «фабрикой», где хранились и фасовались более деликатные товары — китайский чай, сахар.

Интересно, что когда Андреев вместе со старшей дочерью Сашей выезжал по делам за границу, в Париже, например, очень удивлялись, откуда у «русских дикарей» столь хорошие манеры, осведомленность во французской литературе и знание трех иностранных языков.

После смерти Алексея Васильевича в 1876-м году, дела магазина пошатнулись настолько, что супруга Андреева, Наталья Михайловна, приняла решение о ликвидации. Дом на углу Тверской и гостиница «Дрезден» были проданы, фабрика и склад во дворе снесены. На их месте в 1881 году помощник архитектора Каминского, один из кавалеров старших сестер Андреевых, Максим Карлович Гепнер построил двухэтажный доходный дом с четырьмя квартирами, выходящими в переулок, и еще два небольших особняка. «Он же отделывал эти дома внутри по последним заграничным усовершенствованиям… Несмотря на очень высокую для того времени цену (в год 1500 и 3000 рублей), квартиры были немедленно сняты, и квартиранты жили в них бессменно десятки лет: парижский портной Жорж, генерал Кондратьев, профессор Павлинов…» (Из воспоминаний Е. А.Андреевой-Бальмонт).

В семье Андреевых было 12 детей, Екатерина родилась предпоследней. Быт семьи совсем был не похож на купеческий, описанный в пьесах Островского («Жизнь людей рядовых идет глаже, тусклее и счастливее»). Образованию сестер придавалось огромное значение, поскольку Наталья Михайловна была убеждена, что знания крайне необходимы, чтобы дети могли сами зарабатывать на жизнь. Общество сестер Андреевых, начитанных, образованных, с прекрасными манерами, ценилось — в дом их стремились попасть. Бывала у них и Элеонора Дузе, и, влюбленный в Катю, знаменитый адвокат, переводчик и исследователь Бодлера, князь Урусов. Кстати, именно в его доме в 1883 году Екатерина познакомилась со своим будущим мужем — Константином Бальмонтом. Екатерина Алексеевна была одной из самых культурных и образованных женщин, по-настоящему любивших и знавших литературу, близко дружившей с издателями, писателями, поэтами, в том числе с Максимилианом Волошиным, Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой. Она сама была литературно одаренным человеком, что видно по ее мемуарам и переводам иностранной литературы, подписанным девичьей фамилией. Благодаря ее воспоминаниям о Бальмонте, исследователи его творчества и биографы получили необычайно ценную информацию о жизни поэта. Человек, имеющий необычайные способности к языкам (их Бальмонт знал порядка 30), великолепный переводчик, поэт-символист, никогда не исправляющий раз написанные стихи — о его жизни слагались легенды, о нем рассказывали анекдоты.

Мое любимое четверостишие у Бальмонта:

То было в Турции, где совесть вещь пустая,
Там царствует кулак, нагайка, ятаган,
Два, три нуля, четыре негодяя
И глупый маленький султан…

Бальмонт не раз бывал в доме 19 по Брюсову переулку, сюда же заходили и его друзья, в том числе, Валерий Брюсов.

В 1915 году он останавливался в доме Андреевых, у старшей сестры Екатерины Александры и потом писал жене: «Так мне хорошо было в Москве — сейчас чувствую обостренно: как мне было радостно и беззаботно в Брюсовском. Хочу хоть во сне быть там».

В 1993 году усадьба в Брюсовом переулке была поставлена на госохрану, в 1997-м часть усадьбы (собственно, сам дом Андреевых и флигель — стр. 2 и 3) снесли, в 2003-м дом 19, строение 1 лишен охранного статуса.


Снос дома в Брюсовом переулке.

Еще недавно там можно увидеть поросшие бурьяном остатки цокольного этажа. В глубине двора руинированные остатки второго особняка.

Территория бывшей усадьбы полностью принадлежит АО «Усадьба-центр», которое строит здесь по заданию правительства Москвы Культурно-деловой центр. По одной из версий на месте особняка будут возведены апартаменты с подземной автостоянкой…

http://moskva.kotoroy.net/histories/6.html

Примечания.

Сейчас по адресу Брюсов переулок 19 стоит построенный не так давно элитный дом

S-0204_20(2)

http://www.welhome.ru/gorodskaya-nedvizhimost/bryusov-per-d-19-s-0204?utm_source=google&utm_medium=cpc&gclid=CJuYquLM87sCFUFd3god2VQAiQ

Оставьте комментарий