Россия, которую мы потеряли

Любому руководителю высокого уровня приходится одновременно продумывать и осуществлять задачи как стратегического планирования,  так и оперативного управления ресурсами. Под ресурсами следует понимать те ценности, которые переданы ему  в управление:  человеческие,  финансовые и технические,  материальные – движимые и недвижимые. При этом на духовном уровне и вне зависимости от желания  на него возлагается обязанность  — воспринимать и осознавать  ответственность своего служения  не только c  профессиональных, но и с  нравственных позиций.    Управление ресурсами человеку, стоящему во главе коммерческой, финансовой или государственной  властной структуры,  необходимо осуществлять  практически не прерываясь, при постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях, учитывая сильные и слабые стороны профессиональной подготовки, психологии и  характера людей, находящихся в подчинении, степень надежности технических средств и множество других различных обстоятельств. Нередко  за неимением времени решения приходится принимать  в условиях  часто экстремальных, когда нет полной и  достоверной информации о происходящих событиях. И бывает так, что через совсем короткий отрезок времени,  в связи с появлением новых факторов, существенно влияющих  на выполнение поставленных задач, возникает необходимость изменять только  что принятые решения  на  совершенно противоположные. В рамках оперативного управления  — это  нормальный рабочий процесс. Но для людей, не связанных с этим видом деятельности, все «подводные камни» управленческих решений остаются невидимыми. Они наблюдают лишь внешнюю сторону поступков управляющего и,   не зная полного объема складывающихся  обстоятельств, судят  по мере своей компетентности, которая при тщательном разборе ситуаций оказывается весьма сомнительной. Именно такому осуждению со стороны некомпетентных людей подвергалась и сегодня подвергается  деятельность последнего русского Государя.

Возможно ли ради профессионального решения проблемы поступаться нравственными принципами?  Это уже вопрос нравственного устройства человека, а не его профессионального уровня. Государь всегда на первое место ставил нравственность поступка. И этот приоритет был совсем не понятен жестокосердным «профессионалам». Именно они — многие недобросовестные его современники — мемуаристы, а затем и исследователи русской истории в течение прошлого столетия — пытались представить нам  Государя, как непрофессионала, оказавшегося не на своем месте. Но это не так. «Предупреждать и не опаздывать – вот в чем вся суть управления»(1),  — так Государь выразил однажды свое мнение о сущности управления и этому принципу он следовал всю свою жизнь. Поэтому очень важно обратить внимание на результаты его управления государством.

Какие выводы нам сегодня необходимо сделать, рассматривая события,  происходившие в России в начала ХХ века? Исходно, следует посмотреть на ту, дореволюционную  Россию другими глазами. Не глазами хищника и потребителя,  но глазами созерцателя, глазами созидателя, глазами православного человека. А для этого следует заглянуть в тайники русской души. Каким она видит окружающий мир? Кто такие – русские? Чем они живут?

Федор Михайлович Достоевский отождествлял понятия русский и православный. Он устанавливал два уровня постижения народной жизни – по внешней видимости и по внутреннему стремлению к идеалу и только за вторым признавал подлинность: «…судите наш народ не по тому,  чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то спасали его в века мучений; они срослись с душой его искони и,  наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом, и все это в самом привлекательном и гармоничном соединении. А если при том и так много грязи, то русский человек и тоскует от нее всего  более сам, и верит, что все это – лишь наносное и временное, наваждение диавольское, что кончится тьма и что непременно возсияет когда-нибудь вечный свет».(2)

Вот как видит русского человека наш великий писатель Иван Шмелев: «Русский тот, кто никогда не забывает, что он русский. Кто знает родной язык, великий русский язык,  данный великому народу. Кто знает свою историю, Русскую Историю, великие ее страницы. Кто чтит родных героев. Кто знает родную литературу, прославленную в мире… Кто неустанно помнит: ты – для России, только для России! Кто верит в Бога, кто верен Русской Православной Церкви: Она соединяет нас с Россией, с нашим славным прошлым. Она ведет нас в будущее; Она водитель наш извечный и верный». (3)

А вот, что пишет,  цитируя немецкого профессора Шубарта,  писатель Иван Солоневич: «…Западноевропейский человек рассматривает жизнь, как рабыню, которой он наступил ногой на шею… Он не смотрит с преданностью на небо, а, полный властолюбия, злыми враждебными глазами глядит вниз, на землю. Русский человек одержим не волей к власти, а чувством примирения и любви. Он исполнен не гневом и ненавистью, а глубочайшим доверием к сущности мира. Он видит в человеке не врага, а брата… …Англичанин хочет видеть мир —  как фабрику, француз — как салон, немец —  как казарму, русский —  как церковь. Англичанин хочет зарабатывать на людях (Митменшен), француз хочет им импонировать, немец —  ими командовать  и только один русский не хочет ничего. Он не хочет делать ближнего своего —  средством. Это есть ядро русской мысли о братстве и это есть Евангелие будущего…». (4) Далее Солоневич развивает мысль о сущности русской духовной основы: «…Православие светло и приветливо — нет в нем ничего угрюмого и страшного. Оно полно уверенности и оптимизма — любовь и правда — все равно возьмут свое. Русский язык, кажется единственный язык в мире, который в слово «правда» вложил два по существу противоположных смысла: «правда» — это то, что есть, действительность, факт. И «правда» — то, чего нет, чего еще нет, но что должно быть. Правда свидетельского показания о настоящем и правда Божьего обещания о будущем — сливаются в одно слово и почти в одно понятие. И русский православный народ веками и веками работает для этого слияния: для превращения Божьей правды в правду реальной действительности». (5)

Именно отсюда, на мой взгляд,  исходит благожелательное отношение Государя к заговорщикам, не как к врагам, но как к неразумным детям, отвергнувшим и отдавшим на поругание своих родителей. При расставании с генералами в Пскове, в Могилеве, он совершенно искренне обнимал и целовал их,  как своих детей, как  братьев во Христе. Этим своим поведением он показал всем нам, как он для себя, решил один из главнейших вопросов христианской веры. Кем жертвовать? Другими или собой? Государь  принес в жертву себя. Не других, а себя, потому что: «…любовь и правда — все равно возьмут свое». Это и есть сущность христианства.

Теперь стоит вернуться к вопросу о состоянии России начала ХХ века: «Если бы наша политическая экономия занималась нашей действительностью, а не чужими цитатами, то она обнаружила бы тот факт — сейчас кое-как подтверждаемый и нашей левой прессой, — что Царская Россия была… самым социалистическим государством мира. И, что, почему-то именно в России целый ряд коллективистических предприятий — начиная от казенных заводов, бывших государственной собственностью, и кончая сибирской кооперацией, опиравшейся на мелкую частную собственность, бесконечными «артелями», строившимися по принципу «трудовых коллективов», офицерской кооперации, опиравшейся на нищенское офицерское жалованье, — проявил большую хозяйственную жизнеспособность, чем где бы то ни было в мире. Что «самодержавная власть» не только никак не препятствовала всяким «обобществленным формам», но и всячески поддерживала их — и там, где это было нужно (кооперация) и даже там,  где это не было нужно (община). Или, иначе, что самодержавная власть искала наилучших способов хозяйствования и поддерживала все то, что оказывалось лучшим, совершенно независимо ни от Оуэна, ни от Маркса. И если по проверке практикой, а не догмой, эта практика оказывалась ошибочной (община), — самодержавная власть искала иных путей». (6)

«По сути дела, формирование всех главных направлений мировой науки было осуществлено при решающем участии русских ученых.

В области мировой физики огромную роль сыграли великие русские ученые. П.Н. Лебедев на Международном конгрессе физиков вызвал сенсацию сообщением об установлении им опытным путем давления света. Одним из первых в мире разрабатывал проблему теории относительности и создания цельного воззрения на явления природы Н.А. Умов. Ряд мировых открытий в физике, в частности электромагнитной теории света, принадлежат великому русскому физику А.Г. Столетову.

В области химии огромную роль сыграл гениальный русский ученый Д.И. Менделеев, внесший также большой вклад в развитие отечественной экономической науки. Ведущим мировым термохимиком был Н.Н. Бекетов, исследования которого послужили отправной точкой для возникновения алюминотермии.

В биологии и медицине получили всемирное признание И.И. Мечников – открытие фагоцитоза (1883), И.П. Павлов – Учение о высшей нервной деятельности (1897), И. М. Сеченов, Н.В. Склифосовский. Русские ученые (стали лауреатами Нобелевской премии: И.П. Павлов — за труды по изучению процессов пищеварения (1904 год), И.И. Мечников — за исследования проблем иммунологии и инфекционных заболеваний (1908 год).

В ботанике прославился русский ученый А.Н. Бекетов, организатор русской школы ботанико-географов, который почти одновременно с выходом в свет «Происхождения видов» Ч. Дарвина, но независимо от него объяснил целесообразное устройство органических форм. Классиком мировой науки стал также К.А. Тимирязев.

Мировое почвоведение складывалось и развивалось на основе русской почвоведческой науки; в мировую почвоведческую терминологию вошли многие русские слова и понятия. Огромную роль здесь сыграл великий русский ученый В.В. Докучаев.

В области мировой астрономии огромную роль играл астроном А.А. Белопольский, бывший ведущим специалистом по исследованию Солнца. Изобретение радио, радиосвязи принадлежит великому русскому инженеру-электрику А. С. Попову. Им же написаны ценнейшие работы по изучению рентгеновских лучей.

Русский ученый Б.Б. Голицын стал основателем новой науки сейсмологии. В 1911 году он был избран президентом Международной сейсмологической ассоциации.

Большой вклад в мировую науку внес отец русской авиации Н.Е. Жуковский, который определил подъемную силу крыла самолета и установил метод ее вычисления, тем самым заложил прочную основу теории и практики воздухоплавания…

…За годы царствования Николая II общие расходы на дело народного образования и культуры выросли в 8 раз и более чем в два раза опережали затраты на образование во Франции и в полтора раза — в Англии. За 1894-1914 годы бюджет Министерства народного просвещения вырос в 6 раз…

…Искусство является выражением духовного мира народа. В царствование Николая II оно характеризуется обнадеживающим переломом в сторону возвращения к национальным основам, традициям и идеалам….Только великий подъем мог родить таких титанов русской национальной живописи, как В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель, И. Репин, В. Суриков, К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, В. Поленов…

…Русская литература эпохи Николая II являлась одним из высших выражений мировой культуры. Недаром Поль Валери, поэт и замечательный знаток мировых культур, считал главными достижениями человечества античную греко-римскую культуру, итальянское Возрождение и русскую литературу XIX века. Одно только перечисление имен великих русских писателей, творивших в царствование Николая II, говорит о гигантском духовном потенциале эпохи — Л. Толстой, И. Бунин, Л. Андреев, А. Чехов, А. Куприн, А. Блок, С. Есенин, Н. Гумилев, М. Цветаева, А. Ахматова, А. Белый, В. Брюсов, А. Ремизов, В. Розанов и кроме них еще десятки выдающихся писателей и поэтов — П. Боборыкин, В. Вересаев, В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, М. Горький, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Гарин-Михайловский, Н. Телешов и др. Русская литература эпохи была духовным поиском идеала, стремлением к преображению души, литературой больной совести и ответственности перед простым народом.

Символом русской литературы этой эпохи стал роман Л. Толстого «Воскресение» (1899). В нем, по сути дела, отражалось главное духовное противоречие времени — неприглядность, двуличность, лицемерие господствующих слоев общества и интеллигенции и нравственное превосходство простого народа, продолжавшего жить своей традиционной жизнью на началах Святой Руси…

…Русская музыка и театр этой эпохи — также одно из высших выражений общемировой культуры. В гениальных произведениях П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева, А. С. Аренского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Н.Я. Мясковского выразилась глубочайшая музыкальная одаренность Русского народа. Ни один другой народ в это время не дал столько замечательных музыкантов, как русский…

…Всеобщее мировое признание получили звезды русского балета А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, балетмейстер М. М. Фокин. Организованные Дягилевым «Русские сезоны» в Париже поразили европейцев высочайшим искусством и глубиной духовных образов, созданных русскими артистами, выражавшими огромные ценности Русской цивилизации. Русский театр достиг также небывалых высот. Сформировалась русская школа сценического искусства, поставившая на новый уровень весь мировой театр.

Национальные реформаторы русского театра К. С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Ф. Комиссаржевская стали реформаторами всего мирового театра. Система Станиславского, получившая воплощение в деятельности Московского художественно-общедоступного театра, получила широкое распространение во многих странах, обогатив мировую культуру. Художественный театр родил целую плеяду великих русских актеров, служивших примером для многих театров как в России, так и за рубежом. М.Г. Савина, М.Н. Ермолова, В.И. Качалов, И. М. Москвин, Л. М. Леонидов стали каждый в своем роде вершинами русского театра…

…В общем в области искусства и науки русскими людьми в царствование Николая II были достигнуты такие гигантские успехи, что об этом периоде следует говорить как о золотом веке Русской цивилизации. Никогда еще Россия в столь непродолжительный период не рождала такое количество великих ученых, художников, артистов, музыкантов. Более того, без преувеличения можно сказать, что вся мировая история не знала такого духовного расцвета, невиданного взрыва гениальности и талантливости». (7)

Нам долгие годы рассказывали сказки о  «лапотной» России 1913 года. И вдруг оказалось, что по темпам развития производства наша страна стояла на первом месте в мире,  что за последние 20 лет  русской Монархии, население в России и увеличилось по различным данным примерно на 50-60 миллионов человек,  т.е. почти на  треть, исключительно по рождаемости, а не по миграции населения, что мы поставляли сельхозпродукцию чуть ли не во  всю Европу.

Только в Петербурге:

В 1896 году в экипажных мастерских «Фрезе и Ко» был создан первый русский автомобиль Яковлева-Фрезе.

В 1897 году открыт Женский медицинский институт.

В 1900 году торжественно открыто здание Электротехнического института на Аптекарском острове.

В конце XIX – начале ХХ века автор знаменитой таблицы периодической системы химических элементов (1869 г.) Д.И. Менделеев – в записке «Об исследовании Северного полярного округа» в 1901 году обосновал народно-хозяйственное и оборонное значение освоения Северного морского пути и постройки для этой цели арктического ледокола. Причем,  не ограничиваясь теорией, он вместе с выдающимся русским флотоводцем и ученым вице-адмиралом С.О.Макаровым  разработал техническое задание  на проектирование ледокола «Ермак» и добился выделения средств на его постройку. Первый в мире арктический ледокол был спущен на воду  и введен в строй в 1899, не имел аналогов по размерам и мощи энергоустановки и работал  в Арктике до 1963 года.

В 1902 году в п. Лесном открыт Политехнический институт. В Петербурге в апреле 1902 года были проведены испытания первого в России троллейбуса, изготовленного фирмой П.А.Фрезе. В том же году в Петербурге был  пущен первый трамвай.

В 1904 году в присутствии Государя был открыт Клинический повивальный институт. Здание сооружалось по проекту архитектора А.Н. Бенуа и было лучшим в Европе заведением такого рода.

В 1905 году был основан знаменитый Пушкинский дом – Институт русской литературы.

Начиная с 1903 года за десять лет введено в строй три моста через Неву – Троицкий (1903), мост Петра Великого – Большеохтинский (1911), Финляндский железнодорожный (1913). Советской власти понадобилось для постройки трех мостов – Володарского, Александра Невского и Ладожского почти семьдесят лет. Такое вот соотношение.

В 1911 году профессор Технологического института Б.Л. Розинг впервые в мире продемонстрировал на электронно-лучевой трубке изображения геометрических фигур – прообразы телевизионного изображения.

Именно тогда в начале ХХ века, выдающимся русским авиаконструктором  Игорем Сикорским создавался самолет «Илья Муромец», а в январе 1908 года был открыт первый в России аэроклуб, получивший название «Императорского». В 1910 году в Воздухоплавательном парке на Волковом поле поднялся в воздух дирижабль «Кречет». Он стал первым отечественным дирижаблем принятым на вооружение армии. В том же году воздухоплаватели С.И. Одинцов и Н.А. Рынин поднялись на воздушном шаре «Треугольник» с Комендантского аэродрома  за 19 часов достигли высоты 6400 метров, установив тем самым российский рекорд.

В 1911 году впервые в России диплом пилота-авиатора получила женщина – Лидия Зверева и в июне того же года совершила свой первый самостоятельный полет. В том же году летчик Всеволод Абрамович, стартовав с Корпусного аэродрома,  установил мировой рекорд длительности полета с четырьмя пассажирами – 45 минут.

В Санкт-Петербурге,  в 1903 году в сотрудничестве,  между  известным изобретателем Рудольфом Дизелем и главой концерна «Братья Нобель» — Эммануэлем Нобелем  — была построена первая в мире дизель-энергетическая установка для первого в мире теплохода – русского речного судна «Вандал», а 1908 году была спущена на воду первая в мире подводная лодка с дизельной энергоустановкой «Минога». В 1912 году в России заложен первый в мире подводный заградитель «Краб»,  а со стапелей Путиловского завода в 1913 году был спущен на воду один из лучших боевых кораблей в мире эскадренный миноносец «Новик». К слову сказать,  в 1913 году в России было построено пятьдесят (! – С.Ч.) новых военных кораблей.(8) Эта цифра говорит о многом. Ведь именно флот является показателем  политической, экономической,  научной и промышленной мощи государства. И именно эта мощь смогла пересилить «снарядный голод» и пережить усталость поражений и прочие беды и привести русскую армию,  по словам бывшего тогда английским военным министром У. Черчиля «в компанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо».(9) Напомню, что на весну-лето 1917 года была также назначена Босфорская операция, которая должна была окончиться взятием Стамбула – Константинополя и водружением православного креста над христианской святыней — Собором Святой Софии.(10) Таким образом, 1917 год должен был стать годом окончания Великой войны, годом победившей в этой войне России, а следовательно,  годом триумфа русского Государя.

Следует добавить, что в последствии представители русской эмиграции, покинувшие после революции Россию,  оказали существенное влияние на развитие мировой науки и техники, культуры и искусства. Я уже упоминал имя Игоря Ивановича Сикорского, пионера воздухоплавания в России, конструктора самолетов и вертолетов, который стал известен еще и  тем, что опубликовал в Соединенных Штатах свою книгу  о молитве Господней. Инженер, техник, изобретатель и одновременно глубоко верующий христианин, Сикорский подводил читателя своей книге к восприятию величия Небесного Отца и к пониманию высшей действительности мира. Нам известно, что русская эмиграция дала миру таких выдающихся людей, как изобретателя телевидения В. Заворыкина, создателя высокооктанового бензина В. Ипатьева,  основоположника социологии П. Сорокина, Нобелевских лауреатов – физика И. Пригожина, экономиста В.Леонтьева (11), писателя И.Бунина и сотни, если не тысячи  других ученых, деятелей культуры и искусства с мировыми именами.

Все эти данные говорят о том, что Монархия ничуть не мешала промышленному, научному и культурному развитию русского общества. Россия не отставала от  Европы, а во многих отраслях превосходила не только ее, но и Америку, где затраты на энергоресурсы по климатическим условиям в несколько раз ниже, чем в России.

Но,  что же произошло с русским народом, который под руководством своего Верховного Вождя — Государя Императора, так успешно решал задачи своего земного существования?

Вот, что писал об этом Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский:  «Чем же воздала Россия своему чистому сердцем, любящим ее более своей жизни, Государю? Она отплатила ему клеветой. Он был высокой нравственности – стали говорить о его порочности. Он любил Россию – стали говорить об измене. Даже люди близкие повторяли эту клевету, пересказывали друг другу слухи и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других, слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя и в страшную минуту в Пскове он остался один… Страшная  оставленность  Царя…Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни…». (12)

В этом же смысле высказался  современный известный  публицист и общественный деятель  В.Н. Тростников: «У нас была замечательная династия, равной которой не существовало ни в одной европейской стране. Она взвалила на свои плечи тяжелейшую ношу превращения нас из рабов в свободных людей. Шесть царей этой династии последовательно передавали ее друг другу и донесли-таки до конца. Павел Первый издал указ о престолонаследии, положивший конец практике произвольного возведения на трон угодной обнаглевшему дворянству персоны; Александр Первый заложил основы правового Российского государства; Николай Первый значительно их укрепил; Александр Второй ликвидировал крепостное право; Александр Третий создал условия для развития национального предпринимательства и промышленности; Николай Второй укрепил национальную валюту, поднял экспорт, проложил железные дороги и дал стране парламент. А мы оклеветали каждого из своих освободителей, а последнего, самого демократичного, выдали врагам и кричали «распни, распни его!». А это был единственный человек в России, который совершенно не думал о себе и заботился только об интересах народа». (13)

И еще: «На рубеже ХIХ – ХХ веков, монархическая идея стала совершенно чуждой для русского народа. Тем более, что ее олицетворял монарх собравший в себе лучшие черты  рода Романовых – благородство, порядочность, честность самоотверженность в служении России, постоянное памятование  о заветах Святой Руси и глубокую православную веру. Жить той жизнью, какой жил тогда верхний слой нации и иметь перед глазами такого царя было вещами плохо совместимыми, а поскольку менять жизнь никто не собирался, надо было что-то делать с царем». (14)

Если говорить коротко, русский народ, строивший в течение почти тысячи лет «здание» православной самодержавной монархии,  в начале ХХ века полностью утратил свое монархическое правосознание. «По данным Союза воинствующих безбожников, подтвержденным последующими конкретно-социологическими исследованиями, в течение первых двадцати лет существования Советской власти с религией порвали примерно треть сельского населения СССР и не менее двух третей городского».(15) Народ захотел свободы. Но не свободы от плена греха, а свободы делания греха. И он ее получил. Но, по словам Святителя Тихона Задонского: «Сия свобода есть не христианская, но плотская, и не так есть свобода, как работа истая и тяжкая: «яко всяк творяй грех, раб есть греха», по учению Спасителя (Иоан.8.34). Лишаются таковые христианской свободы, которые плоти своей последуя, «угодие ей творят в похоти» (Рим.13.14); а вместо того попадаются под тяжкое иго мучителя диавола и греха, и делаются беднейшими пленниками страстей своих, и находятся под клятвою законною, гневом Божиим, и чадами вечными погибели». (16)

http://www.blagoslovenie.ru/client/New/132_files/russia.htm

Реклама

Об авторе vladimirka

Man is man...Chief Consultant in Information Technology. My hobbies are photography, painting, music, history, travel.
Запись опубликована в рубрике История, Организации, Политика, Размышления. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s